Цветов люблю благоуханье...
shepitovflora.ru

Роза

Мифы и легенды о розе

 

 

По индийским пуранам (мифам), красивейшая из женщин — Лакшми — родилась из распускавшегося бутона розы. Хранитель Вселенной Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил её поцелуем и взял в жёны. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая её роза — символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов священной.

 

 

В Древней Персии поэты не уставали воспевать розу. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса — тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими её острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован её красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок.

Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат.

 

Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился её любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови.

 

 

Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные.

 

Роза у греков — спутница радостных и печальных торжеств. Венками из роз, перевитых миртами, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног.

 

 

Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прекрасно там прижилась. Если в Греции у богов она служила символом любви и красоты, а у людей — выражением веселья, радости и глубокой печали, то у римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.

Знаменитая египетская царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, велела покрыть весь пол зала толстым слоем розовых лепестков. Чтобы убедить Антония в искренности своих чувств, Клеопатра приказала опрыскать сильным ядом розы своего венка, а когда Антоний, клянясь ей в любви, осыпал лепестки роз с её венка в свою чашу с вином и хотел её выпить, она вырвала чашу у него из рук и, сказав: «Смотри, Антоний, как мне легко было от тебя избавиться, если бы только я могла без тебя жить!», повелела испить эту чашу осуждённому на смерть невольнику.

Римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Роза служила эмблемой храбрости.

 

У римлян первой республики роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий, или розалийских дней — «Dies rosationis». В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз.

 

 

Розы использовали и в религиозных церемониях, и в быту. Ими украшали жилища и домашние алтари, усыпали путь во время торжественных процессий.

В период падения Рима роза из царственного цветка становится цветком порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Например, тщеславный проконсул Веррес передвигался по Риму не иначе как на носилках, матрац и подушки которых набивались свежими лепестками роз, да и сам проконсул был обвит гирляндами из этих цветов. Ещё больше роз требовалось императору Нерону. В его знаменитом обеденном зале, где потолок и стены вращались во время пиршеств, изображая попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков.

 

В католических легендах роза выступает защитницей добрых дел. Одна из них повествует про святителя Николая. Студеной зимней порой он нёс взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить им бедных, и когда его остановил строгий настоятель монастыря, хлеб превратился в розы в знак того, что это доброе дело было приятно Господу.

 

 

Большой любовью пользовалась роза и во Франции. Здесь её так высоко чтили, что даже разводить её позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения — корзину с розами. Из них потом готовили драгоценную розовую воду, которая по обычаю того времени добавлялась почти во все праздничные кушанья.

Почти неизвестная в Англии до XIV в., роза появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой распри между йоркским и ланкастерским домами. Роза так пленила своей красотой претендентов на престол, что и тот, и другой поместили её в свой герб: первый избрал себе белую, а второй — алую. Поэтому ожесточенная междоусобная борьба Генриха VI Ланкастера с Эдуардом Йоркским за английский престол, длившаяся, как известно, более 30 лет, носит название Войны алой и белой розы. В память об этих распрях английские садоводы вывели особый сорт розы, получившей название ланкастер-йоркской: на одном и том же кусте эта роза давала и белые, и алые цветы.

 

В Германию поклонение розе пришло вместе с христианством. Любопытно возникшее в то время сказание о происхождении загнутых шипов розы. Сатана, изгнанный Господом с неба, задумав вновь подняться туда, решил воспользоваться шиповником — его прямые стволы с шипами могли бы служить ему лестницей.

 

Но Господь угадал мысли врага и согнул стволы шиповника. Тогда рассерженный сатана согнул и шипы. С тех пор шипы роз не прямые, а загнутые книзу и цепляются за всех, кто до них дотронется.

Однажды сын Карла Великого Людовик Благочестивый, охотясь в Саксонии, потерял свой нательный крест, содержавший в себе частицу святых мощей. После долгих поисков слуга нашёл этот крест среди снега на покрытом цветами розовом кусте. Но когда захотел снять его, то куст не пускал. Никакие усилия не помогли, и он должен был вернуться домой без креста. Слуга рассказал об этом чуде, и тогда за крестом отправился сам Людовик. Приехав на место, он увидел на снегу громадное пятно в виде плана собора, в верхней части которого находился розовый куст.

 

Сняв крест, он приказал построить на этом месте собор и сохранить при нём чудесный куст. Место получило название Hil de Schnee, т.е. глубокий (большой) снег; отсюда впоследствии образовалось и слово Гильдесгейм. Туда было переведено и епископство.

 

 

Мало-помалу куст этот превратился в громадное, имеющее несколько метров в высоту, дерево, которое существует и поныне и покрывается ежегодно тысячами великолепных роз.

Сама будущая российская императрица, сидя под золотым, украшенным драгоценными камнями балдахином, напоминала белую розу. На торжества отовсюду были свезены тысячи белых роз. Их гирляндами обвивали древки знамён, венками из них были убраны головы всех приглашенных дам и самой царицы, ими же были усыпаны все ступени и украшен трон царицы. В память об этом празднике каждая из присутствовавших дам получала от будущей императрицы серебряную розу, на листьях которой были вырезаны год и число.

В Россию роза впервые попала лишь в XVI в., и в то время была, конечно, достоянием лишь царского двора и некоторых сановников. В наших садах она появилась лишь при Петре I, а популярна стала при императрице Екатерине II.

О происхождении розы сложилось много разных легенд.

Из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкавшие на её теле, стали превращаться в ярко-красные розы.

 

Мусульмане считают, что белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо, красная роза — из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила, а жёлтая — из пота бывшего при Магомете животного.

 

 

 

Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал Её радость, из красных — страдания, а из жёлтых — Её славу.

Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по Кресту. Ангелы собирали её в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко-красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

Во времена падения Рима роза служила символом молчания. В то время было опасно делиться своими мыслями, поэтому во время пиршеств, на потолке залы вешали искусственную белую розу, взгляд на которую заставлял многих сдерживать свою откровенность. Так появилось выражение «sub rosa dictum» — сказанное под розой, т. е. под секретом.

 

Роза — очень благотворно влияет на человека. В восточных странах роза была предметом культа. Засушенные лепестки считались талисманом, предохраняющим от злых духов. Посидеть в розарии пять минут — всё равно что принять успокоительное.

 

 

Легенда гласит: Брахма, любивший и почитавший лотосы, долго спорил с Вишну о красоте цветов. Но увидев принесённую Вишну розу, немедленно отдал ей предпочтение.

На Востоке розовой воде приписывалась священная очистительная сила — ею кропили осквернённые святыни. Для христиан роза — воплощение милосердия, божественной любви и всепрощения. Розовое масло используют не только в парфюмерии, но и при исполнении магических обрядов.

 

Роза (Дамасская)

 

Твой нежный аромат меня привлёк, о роза!

И сердце обагрил румянец щёк, о роза!

Тоскую по тебе, как по Лейле Меджнун.

Влюблён, я! Подари хоть лепесток, о роза!

 

 

 

Баба Тахир По предположениям ученых, название рода происходит от древнеперсидского наименования растения «wrodon», у греков оно изменилось в «rho-don», у римлян — в rosa.

В течение тысячелетий роза остаётся любимым цветком многих народов. Любовь к ней не подвластна моде и поэтому о розе сложено бесчисленное количество легенд.

Одна из самых древних-родилась в Индии. Она повествует о том, что самая красивая женщина в мире — Лакшми появилась из распустившегося бутона розы, состоящего из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Бог Вишну, охранитель Вселенной, увидев красавицу в её розовой колыбели, разбудил поцелуем и впоследствии сделал своею женой. Лакшми стала богиней красоты, а роза стала считаться священной.

 

У всех народов Востока её оценивали как высший дар природы. Особенно много легенд о происхождении розы сложено в Древней Элладе. В самой древней рассказывается, что Земля, увидев дивную красавицу Афродиту, появившуюся из морской пены, решила создать что-либо не менее прекрасное.

 

 

И создала розу. По другой легенде, розы появились из той самой белоснежной пены, которой было покрыто тело богини, когда она вышла из моря. Увидя на ней этот прекрасный цветок, боги окропили его нектаром, от которого роза и приобрела свой нежный аромат. Жрецы храма Афродиты взяли эти цветы и украсили ими алтарь богини. С тех пор роза посвящена Афродите, её высаживают вокруг храмов, а увядшие на её челе цветы считаются чудодейственными.

Древнегреческий поэт Анакреонт (V в. до н. э.) называл розу радостью Афродиты. Но розы оставались белыми, повествует далее легенда, до тех пор, пока не случилось несчастье с её любимым Адонисом. Узнав о том, что он смертельно ранен, богиня устремилась на поиски, не разбирая дороги. Острые шипы и камни ранили ей ноги. Из капель божественной крови появились красные розы.

В другом сказании утверждается, что розы стали красными во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в весёлом танце среди пирующих, бог любви Амур своими розово-красными крылышками нечаянно опрокинул сосуд с нектаром. Белая роза, на которую пролился нектар, тотчас сделалась красной и приобрела чудесный аромат божественного напитка.

А вот трагическая история более позднего римского происхождения. Богиня охоты Диана, как известно, отличалась гордым и неукротимым нравом. Приревновала она как-то Амура к красивой нимфе по имени Розас. Подстерегла её Диана и бросила в куст колючего терновника.

Не смогла несчастная выбраться, израненная вся колючками, истекла кровью и умерла. Услышав об этом, на место гибели подруги прилетел Амур и долго оплакивал её, а потом обратился к Зевсу с просьбой вернуть жизнь Розас. Пожалел Зевс влюблённых — и куст терновника покрылся крупными красивыми цветами с чудесным ароматом. Так из крови и слёз влюблённых родилась роза.

 

Мусульмане считали, что роза появилась по велению Магомета. Рассказывают, что однажды цветы, недовольные правлением своего царя, сонного лотоса, пришли к Магомету с просьбой о назначении нового царя. И тогда появилась царица роза.

 

 

У народов арабского Востока очень распространена легенда о розе и влюблённом в неё соловье. Несмотря на множество прекрасных песен, которые спел для неё соловей, роза осталась холодна к певцу, а соловей от тоски умер. На самом деле колючая роза служила прекрасной защитой для соловья, который во время пения ничего вокруг не слышит.

А вот одна из легенд, созданных казахским народом. В далёкой Стране Роз жил молодой певец по имени Абай-Джан. Его песни любили слушать не только люди, но птицы, деревья и цветы. А в саду у его юрты цвело много роз. Однажды ночью певец услышал, что ему подпевает чей-то голос. Он осмотрел весь сад, но никого не нашёл. Настала другая ночь, и он вновь услышал нежный знакомый голос. Он оглянулся и увидел на пороге девушку необыкновенной красоты.

Она хотела скрыться, но юноша остановил её: «Кто ты и откуда знаешь мои песни? — спросил он. — Я одна из тех роз, что растут в твоем саду, но, когда заалеет заря, я снова превращаюсь в розу. Отпусти меня, уже пала роса — предвестник утренней зари». Певец спросил, как помочь ей, он хотел видеть и слышать её постоянно. И девушка рассказала, что если утром он узнает её среди других роз, то злые чары рассеются,и она навсегда останется человеком.

 

Когда взошло солнце, юноша подошёл к розовому кусту, на котором распустились три совершенно одинаковые розы. Долго смотрел он на них, боясь ошибиться, но вдруг увидел, что на одной из роз не было капелек росы. Вспомнил он слова девушки, сказанные ночью, и уверенно указал на неё: это ты!

 

 

Алые лепестки розы осыпались, и из куста появилась прекрасная девушка.

По предположениям учёных, первую культурную розу вывели в субтропиках Юго-Восточной Азии. В Индии будто бы она пользовалась таким большим почётом, что даже существовал обычай: всякий, принесший в дар царю розу, мог просить у него всё, что пожелает. Розами усыпали путь, по которому в дни торжеств следовали божества и правители, ею уплачивали подати, розами украшались царские покои, а розовой водой обрызгивали стены этих покоев.

Роза была известна в Вавилоне. Археологи нашли на Ближнем Востоке фрески с изображением гирлянд из роз, возраст которых приближается к 4000 лет. Выращивали розы и древние египтяне. Розы упоминаются в папирусах, относящихся ко временам фараона Рамсеса II.

 

Из Египта роза попадает в Древнюю Элладу, где сразу же занимает почётное место царицы цветов и посвящается Афродите. Здесь ее бутон считали символом бесконечности, выраженным в его округлой форме, и вместе с тем — символом кратковременности человеческой жизни, которая проходит так же быстро, как быстро отцветает прекрасная роза.

 

 

Диву даёшься, как время грабительски всё отнимает,

Как при рожденье своём старятся розы уже, —

писал древнеримский поэт Децим Магн Авсоний.

Венками из роз и мирта украшалась невеста, а также дверь, ведущая в её дом, а постель осыпалась благоухающими лепестками. Розами устилали путь воинам, возвратившимся с победой.

Из Греции роза попадает в Рим и здесь наступает расцвет культа розы. Вначале розу сделали символом строгой нравственности и целомудрия. Выражение «под розой сказано», сохранившееся с тех пор, обозначало соблюдение строгой тайны сказанного. Римляне верили также, что роза вселяет мужество, поэтому на голову воинам надевали венки из роз, на щитах выбивали её изображение. Розами награждали за выдающиеся заслуги, и был учреждён даже специальный праздник.

 

Но со временем роза становится предметом и символом роскоши. Лепестками роз покрывали полы пиршественных залов. Об одном из последних римских императоров рассказывают, что однажды, когда он устроил пир во дворце, с потолка посыпались розовые лепестки.

 

 

Сначала гости шумно радовались ароматному дождю, но лепестки сыпались и сыпались, становилось трудно дышать. Так и погибли многие под грудами розовых лепестков. Некоторые патриции усыпали розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на прогулку. Сам император купался в вине из роз.

 Для нужд императорского двора и патрициев выращивалось громадное количество роз, закладывались «розариумы», изобретались теплицы для их выращивания зимою, занимали под посадки роз хлебные нивы и даже выписывали их из Египта, откуда те доставляются целыми кораблями. За корабль роз, приведённый из Египта, римский император Нерон уплатил бочонок золота. Всё это подрывало благосостояние народа. «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен ваших роз», — восклицали в Риме в те дни.

Первые христиане считали розу цветком разврата и греха и с падением Римской империи культура розы надолго заглохла.

 

Возрождение её в Европе начинается с XIII в. Участники крестового похода привезли розу во Францию, где её сначала выращивали близ Парижа. Постепенно она распространяется в других странах Европы. И вот уже в её честь устраивают народные праздники, на которых выбирают самую красивую девушку, называвшуюся «розьера». Ей на голову надевают венок из роз — «шапель».

 

 

В средневековой Европе роза — символ преклонения и пламенной любви. Поднесение роз означало признание в любви. К этому времени и в христианской религии роза выступает как символ девственности и целомудрия. Со временем знак розы присваивают себе различные общества. В Париже было общество поэтов «Розати», членом которого мог стать каждый, кто написал хотя бы одно лирическое стихотворение.

 

**************************

Анекдот

 

Тёща попросила поменять стекло на телефоне. Зять среди контактов обнаружил один странный номер под названием «Овощ». Сгорая от любопытства, позвонил. Оказалось себе…

 

 

 

 

 

*****************************  

Адрес
© - 2016 Владимир Шепитов
Все права защищены ©
Создание сайта — Sitko.ru Челябинск
Панель управления сайтом
Компания Владимир Шепитов...